Поколение Z: ценностные ориентиры при выборе карьеры
Автор: Голубева Елена Андреевна
Рубрика: 8. Педагогика профессиональной школы и среднего профессионального образования
Опубликовано в
Дата публикации: 03.12.2017
Статья просмотрена: 622 раза
Библиографическое описание:
Голубева, Е. А. Поколение Z: ценностные ориентиры при выборе карьеры / Е. А. Голубева. — Текст : непосредственный // Аспекты и тенденции педагогической науки : материалы III Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, декабрь 2017 г.). — Санкт-Петербург : Свое издательство, 2017. — С. 150-152. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/273/13461/ (дата обращения: 19.11.2024).
В статье рассмотрены факторы, играющие наибольшую роль для современного поколения, при построении карьеры начиная с первого этапы. Иначе говоря, при выборе специальности, а также образовательного учреждения, а затем и места работы в соответствии со своими ценностными ориентациями.
Ключевые слова: выпускник, карьера, этапы карьеры, управление власть, успех, саморазвитие, продвижение по карьерной лестнице.
«Карьера» является понятием сложным и многогранным. Под карьерой понимается продвижение работника по ступенькам служебной иерархии или последовательная смена занятий, как в рамках отдельной организации, так и на протяжении жизни, а также восприятие человеком этих этапов. Таким образом, карьера имеет как объективную, так и субъективную стороны.
Цели карьеры проявляются в причине, по которой человек хотел бы иметь конкретную работу, занимать определенную ступеньку на иерархической лестнице должностей. К ним относятся:
‒ независимость, позволяющая делать все по-своему. В рамках организации её обеспечивают высокая должность, статус, авторитет, заслуги, с которыми все вынуждены считаться;
‒ профессиональный рост, который облегчает занятие ряда должностей (в том числе руководящих);
‒ безопасность и стабильность, гарантируемые обладанием высокими постами и близостью к руководству;
‒ власть, лидерство, успех, ассоциируемые с руководящей должностью, рангом, званием, статусными символами, важной и ответственной работой, привилегиями;
‒ возможность проявлять предприимчивость, деловую инициативу, содействовать успеху фирмы, росту прибыльности, что обеспечивает должность в высшем руководстве;
‒ потребность в первенстве, то есть в возможности «обойти» своих коллег;
‒ стиль жизни, интегрирующий интересы личности и семьи. Это обеспечивает, с одной стороны, высокооплачиваемая, с другой — дающая свободу передвижения, распоряжения своим временем и т. п. должность;
‒ материальное благосостояние, доставляемое должностью, связанной с высокой заработной платой или иными формами вознаграждения;
‒ работа в здоровых условиях, которые могут специально создаваться для лиц, занимающих высокие посты (специальное питание, комфортабельные служебные помещения и прочие).
Таким образом, карьера — это результат осознанной позиции и поведения человека в области трудовой деятельности, связанный с должностным или профессиональным ростом.
Как говорилось ранее, молодой специалист строит свою карьеру, руководствуясь определенными установками, ценностными ориентациями и собственными желаниями Карьерные ориентации возникают в начальные годы развития карьеры, они устойчивы и могут оставаться стабильными длительное время. При этом очень часто человек реализует свои карьерные ориентации неосознанно. Первый этап карьеры начинается при выборе специальности и дальнейшем обучении по этой специальности сначала в колледже, а затем и в высшем учебном заведении.
В октябре 2017 года в Нижегородском колледже малого бизнеса было проведено исследование, объектом которого явились ценностные ориентации и установки выпускников. Генеральная совокупность составляет более 800 человек. Выборка — 75 человек (выпускники колледжа, обучающиеся по специальности 43.02.11 «Гостиничный сервис», 43.02.10 «Туризм»).
Целью проводимого исследования является выявление наиболее значимых факторов, влияющих на выбор карьеры выпускниками колледжа. Проблема исследования вытекает из возможного несоответствия представлений учащихся о будущей работе и современных реалиях.
Согласно первичным данным, полученным при проведении анкетирования в 2015 году, среди выпускников ранее указанных специальностей было выявлено, что на вопрос о правильности профессионального выбора 48,5 % опрошенных полагали, что осуществили его правильно. 25,8 % выбрали вариант: «Скорее да, чем нет», 14,2 % — «Скорее нет, чем да». Категорично «Нет» отметили 5,6 %, с ответом затруднились 5,8 % респондентов.
На вопрос «Каковы причины выбора Вами получаемой специальности?» выпускники, обучающиеся по специальностям «Гостиничный сервис» и «Туризм», ответили: престижная работа (25,8 %); интересная работа (24,7 %); перспектива успешного трудоустройства (20,4 %); востребованность профессии на рынке труда (19,4 %); возможность реализовать свои способности (19,4 %).
Как показало исследование, проведенное в 2017 году, многие из выпускников планируют после окончания колледжа обучаться на заочном отделении в ВУЗе (30,5 %).
При этом респонденты мотивируют это тем, что хотели бы совмещать учебу с работой. По мнению 28,3 % опрошенных наиболее приоритетной является очная форма обучения, такое же количество респондентов ориентированы на получение образования на очно — заочной (вечерней) форме обучения. Вариант «все равно» выбрало 12,9 %.
Мнения респондентов на вопрос об обучении по выбранной специальности разделились следующим образом: 45 % сказали, что планируют продолжить обучение по выбранной специальности, такое же количество выпускников предпочитают, сдав внутренние экзамены обучаться по смежной специальности. 10 % утверждают, что хотели бы обучаться по другой специальности.
Относительно выбора вузов, то наибольшей популярностью среди выпускников пользуются следующие: Нижегородский государственный университет имени Лобачевского, вторым в «рейтинге» является Российская академия народного хозяйства и государственной службы Нижегородский институт управления (Волго-Вятская академия государственной службы до 2011 г.). 19 % опрошенных собираются поступать в Нижегородский государственный педагогический университет. 14 % выпускников собирается поступать в Нижегородский архитектурно-строительный университет. 10 % составляют потенциальные студенты Государственного лингвистического университета имени Добролюбова.
60 % полагает, что образование, полученное в выбранном вузе, даст возможность найти подходящее место работы. 35,2 % надеются, что в данном учебном заведении будет интересно учиться. 47,1 % опрошенных хотели бы приобрести профессию, которую считаете своим призванием. Надеются получить широкое образование, которое всегда пригодится 52,9 %. 29,4 % выбрали вариант c и столько же человек — вариант «f». 27,2 % выбрали учебное заведение исходя из того, что он обладает хорошей материальной базой. 18,8 % полагают, что обладаю определенными склонностями и способностями к предметам, которые преподаются в данном вузе.
На вопрос о том, что является наиболее приоритетным фактором при выборе так называемого «подходящего места работы» интервьюируемые указали продвижение по карьерной лестнице (47 %). Вариант «Высокая заработная плата» выбрали 39 % респондентов. А вот возможность саморазвития является решающим фактором при выборе работы лишь для 14 %.
Чтобы достичь успеха в работе необходимо обладать незаурядным умом, амбициями и хитростью, как считают 32 % выпускников. 37 % утверждают, что необходимо предъявлять высокие требования к другим и себе, то есть быть перфекционистом. Иметь хороший круг знакомых, которые могут составить протекцию и порекомендовать его, как лучшего специалиста на вакантную должность. А 6 % полагают, что подняться по служебной лестнице помогут дружеские отношения с руководством.
При вопросе о долгосрочных планах выпускники отвечали, что «видят себя» генеральными директорами какого-либо крупного предприятия (40 %), менеджерами среднего звена — 33 % интервьюируемых. 27 % опрошенных мечтают основать собственный бизнес.
В следующем вопросе выпускникам была предоставлена возможность выбрать наиболее подходящее, по их мнению, выражение, наиболее четко отображающее для них понятие «управлять»: оказывать влияние на других или же контролировать и координировать работу других сотрудников. 64 % считают, что в основе управления лежит потенциальная или реальная возможность оказывать влияние на других, то есть обладать властью. Управлять, значит быть хорошим администратором, так считают 36 % респондентов.
Однако занятие руководящей должности для молодых специалистов является результатом собственных усилий (69 %), но не удачным стечением обстоятельств (15 %) или благодаря помощи других (16 %).
Таким образом, можно утверждать, что наибольшее значение для выпускников имеют такие факторы как престижность будущей профессии, возможность повышения по карьерной лестнице. Но при этом добиваться успехов, преодолевая сложности, которые могут возникнуть в ходе работы. «Быть требовательным к себе и другим, занять вершину управленческой лестницы» — таков девиз поколения Z.
Ключевые слова
карьера, саморазвитие, выпускник, успех, этапы карьеры, управление власть, продвижение по карьерной лестницеПохожие статьи
Взаимосвязь гендерных стереотипов и развития карьеры
В статье рассматривается проблема влияния гендерных стереотипов на построение карьеры мужчинами и женщинами. Развитие карьеры является важным процессом среди многих этапов профессионального роста и развития личности. Несмотря на то, что мужчины и жен...
Планирование и развитие карьеры в современной организации
В статье рассматриваются современные тенденции развития карьеры. Актуальность и практическая значимость проблемы планирования карьеры сотрудников в организациях определяется динамическими процессами, происходящими в социальной среде, что требует от к...
Социально-психологический портрет современного предпринимателя
В статье рассматриваются основные психологические качества личности, необходимы для создания успешного бизнеса, управления, организации и ведения собственного дела. Неизменное терпение, настойчивость и планирование на долгосрочную перспективу, включа...
Психологические особенности ситуаций жизненного выбора в среднем возрасте
Исследуются жизненный выбор как придания дополнительного смыслового импульса к движению в одном из равных альтернативных направлений. Приведены результаты эмпирического исследования доказавшего, что у взрослых доминируют социально зрелые выборы, прео...
Трансформация инвестиционной, финансовой и инновационной деятельности предприятия в условиях кризиса
Статья посвящена проблеме трансформации деятельности предприятия в условиях кризиса. Выделяются и описываются характерные особенности инвестиционного, инновационного и финансового компонентов. В статье рассматриваются пути успешного преодоления кризи...
Социальные этапы развития человека в рабочей сфере от стадии обучения до трудовой деятельности
В статье автор раскрывает проблемы людей в рабочих процессах и рассказывает про социальное устройство персонала, а также карьерное движение работников вверх, раскрывая в них руководителя или даже лидера.
Управление талантами — реальность современного менеджмента
В статье рассматриваются проблемные вопросы современного менеджмента в контексте поиска и управления талантами. Обозначены существующие модели, применяемые за рубежом и основные направления, которые рационально развивать применительно к российской би...
Стратегии построения карьеры как компонент профессиональной Я-концепции
В статье рассмотрено понятие профессиональной Я-концепции, описывается структура профессиональной Я-концепции с выделением когнитивных, эмоциональных и поведенческих компонентов. Основные вопросы построения и развития карьеры в профессиональной деяте...
Туркменистан как страна с социально ориентированной экономикой
Способ понимания концепции развития в экономике менялся с момента зарождения дисциплины: от экономического роста через экономическое развитие к социально-экономическому развитию. Автор статьи считает, что важно указать на особенности социокультурного...
Мотивация к профессиональной деятельности у будущих педагогов
В статье автор раскрывает необходимые мотивы выбора профессии как будущие механизмы, побуждающие к успешной профессиональной деятельности.
Похожие статьи
Взаимосвязь гендерных стереотипов и развития карьеры
В статье рассматривается проблема влияния гендерных стереотипов на построение карьеры мужчинами и женщинами. Развитие карьеры является важным процессом среди многих этапов профессионального роста и развития личности. Несмотря на то, что мужчины и жен...
Планирование и развитие карьеры в современной организации
В статье рассматриваются современные тенденции развития карьеры. Актуальность и практическая значимость проблемы планирования карьеры сотрудников в организациях определяется динамическими процессами, происходящими в социальной среде, что требует от к...
Социально-психологический портрет современного предпринимателя
В статье рассматриваются основные психологические качества личности, необходимы для создания успешного бизнеса, управления, организации и ведения собственного дела. Неизменное терпение, настойчивость и планирование на долгосрочную перспективу, включа...
Психологические особенности ситуаций жизненного выбора в среднем возрасте
Исследуются жизненный выбор как придания дополнительного смыслового импульса к движению в одном из равных альтернативных направлений. Приведены результаты эмпирического исследования доказавшего, что у взрослых доминируют социально зрелые выборы, прео...
Трансформация инвестиционной, финансовой и инновационной деятельности предприятия в условиях кризиса
Статья посвящена проблеме трансформации деятельности предприятия в условиях кризиса. Выделяются и описываются характерные особенности инвестиционного, инновационного и финансового компонентов. В статье рассматриваются пути успешного преодоления кризи...
Социальные этапы развития человека в рабочей сфере от стадии обучения до трудовой деятельности
В статье автор раскрывает проблемы людей в рабочих процессах и рассказывает про социальное устройство персонала, а также карьерное движение работников вверх, раскрывая в них руководителя или даже лидера.
Управление талантами — реальность современного менеджмента
В статье рассматриваются проблемные вопросы современного менеджмента в контексте поиска и управления талантами. Обозначены существующие модели, применяемые за рубежом и основные направления, которые рационально развивать применительно к российской би...
Стратегии построения карьеры как компонент профессиональной Я-концепции
В статье рассмотрено понятие профессиональной Я-концепции, описывается структура профессиональной Я-концепции с выделением когнитивных, эмоциональных и поведенческих компонентов. Основные вопросы построения и развития карьеры в профессиональной деяте...
Туркменистан как страна с социально ориентированной экономикой
Способ понимания концепции развития в экономике менялся с момента зарождения дисциплины: от экономического роста через экономическое развитие к социально-экономическому развитию. Автор статьи считает, что важно указать на особенности социокультурного...
Мотивация к профессиональной деятельности у будущих педагогов
В статье автор раскрывает необходимые мотивы выбора профессии как будущие механизмы, побуждающие к успешной профессиональной деятельности.